Реформа РАН: как было, что предлагалось, как будет

symposium

Я тут табличку составил небольшую по реформе РАН. Что было до нее, как предлагалось реформировать Академию после первого чтения 3 июля, что было принято во втором чтении 5 июля и каков итог третьего чтения 18 сентября.

Брал только ключевые аспекты: статус академий и региональных отделений РАН, кто членом РАН, избрание президента, научная деятельность, имущество институтов РАН и назначение институтских директоров. Работал только с первоисточниками: уставом РАН и текстами законопроектов с сайта Госдумы.

Френды, большая просьба: кому интересно, поглядите табличку на предмет фактологических ошибок. Только аргументированно и по делу: я готов совать под нос соответствующие цитаты из текстов. Может быть, стоит добавить в таблицу пару-тройку пунктов — предлагайте. Сразу скажу: привести позиции к полному единообразию не удалось из-за отсутствия соответствующих формулировок в вариантах законопроекта.

Заодно может кому-то пригодится...




До реформы После первого думского чтения 3 июля После второго думского чтения 5 июля После третьего думского чтения 18 сентября
Статус РАН, РАМН и РАСХН Самоуправляемые государственные научные НКО Ликвидация РАН, РАМН и РАСХН, создание одного общественно-государственного объединения "Российская академия наук" РАН — федеральное государственное бюджетное учреждение, РАМН и РАСХН объединяются с РАН РАН — федеральное государственное бюджетное учреждение, РАМН и РАСХН присоединяются к РАН
Статус региональных отделений РАН Юрлица, научные НКО Не являются юрлицами Федеральные государственные бюджетные учреждения; распорядителем их финансов является РАН
Члены РАН Действительные члены (академики) и члены-корреспонденты. Их количество ограничено. Избираются пожизненно. Академики (избираются пожизненно, но могут лишиться звания). Член-корры упраздняются и свободно входят в "РАН" как академики. Академики (количество ограничено). Член-корры в течение 3-х лет могут быть приняты в академики Академики и члены-корреспонденты (общее количество ограничено)
Президент РАН Избирается из числа действительных членов на 5 лет и утверждается президентом России Избирается из числа академиков на 5 лет и утверждается правительством России
Научная деятельность Организация и проведение научных исследований, участие в их координации Участие в организации и координации научных исследований Участие в организации, координации и проведении научных исследований Проведение научных исследований
Имущество институтов РАН В ведении подведомственных организаций РАН В ведении федерального органа исполнительной власти (агентства)
Директора институтов РАН Избираются на общем собрании отделения академии из числа всех зарегистрированных кандидатов с учетом обсуждения их на собрании научных сотрудников
института
Назначаются агентством с учетом предложений президиума "РАН" Назначаются агентством по согласованию с президиумом РАН и после одобрения кадровой комиссией Совета по науке при президенте РФ Избираются коллективом института из числа кандидатур, согласованных с президиумом РАН и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета по науке при президенте РФ, утверждаются агентством
Ого. У вас отличные способности к систематизации информации.
Вот теперь можно анализировать, собсно. А то только крики и пафосные статьи, из которых и не выдерешь крупиц истины.

Значит, по третьему чтению убираются организация и координация научных исследований.
Осталось найти внятного и талантливого "организатора и координатора", а не чиновников, которые ни ухом, ни рылом не профессионалы. Но организатор и координатор сам задачи не ставит. Он из выполняет. А вот кто будет "постановщиком задач" - большой-большой секрет.
Спасибо.

Да, именно так: в третьем чтении из законопроекта исчезают слова про "организацию и координацию". Если вдруг кто-то их сможет там найти, прошу ткнуть пальцем.
И вот этот-то вопрос на самом деле и есть ключевой, а не вопрос о количестве академиков и членкорров, и принадлежности имущества РАН.
Как говорится, кто девушку танцует, тот её и имеет.
Если ещё хорошенько покопаться и найти, КТО же все-таки будет заниматься "организацией и координацией" - то и ответ будет, собсно, на блюдечке с голубой каёмочкой:
Протестовать ПРОТИВ реформы РАН, или же агитировать - ЗА
Я сегодня только с тоской думала: ну где они, нынешние Берии? Куда их загнал долбаный рынок?
Не эффективные манагеры, способные только на попил, а настоящие управленцы милостию Божьей?
Ведь они есть. Не могут не быть. Потому что эти способности...им не обучаются, они от рождения. Плюс долгая практика. Где?????? (грустно - глас вопиющего в пустыне)
Берия не вписался в рынок. И другие такие же не вписались. Так что всем сторонникам рынка остается надеяться на медведева и чубайса.
Не вписались. Но не померли же все дружно.
Надо поискать....под какими корягами и в каких оврагах они забаррикадировались.
Масштаб личности с такими способностями можно установить только опытным путём: ну, чем может такой человек руководить - бригадой, цехом, заводом, Российской наукой. Только так: искать по каким-то специально составленным параметрам и бросать на все участки, куда нужно. И двигать выше.
Они сами найдутся, когда во главе государства окажется человек (или партия), которые поставят правильные задачи.
Берия руководил не наукой, а технологическим проектом. Потом научные структуры внутри проекта вроде бы имели определенную независимость (слышал фольклор в отношении Алиханова).
Я именно это и имела в виду.
Человек, который умеет организовывать под поставленную сверху задачу: людские , финансовые и материальные ресурсы.
Задача ставилась и снизу (от физиков), и сверху.

В данном случае ничего подобного не проглядывается. Потом подчиненные Берии структуры - одно, а АН СССР - другое.
Опять-таки, это - технологии.

А наука и хорошие учебные институты были более самоуправляющимися, чем это сейчас представляется (просто ученые своим эпосом о советской бюрократии запудрили мозги всем и себе).

Например, хорошие учебные институты не могли управляться министерством высшего образования, потому что были на три головы выше его. А, скажем ректоратам или деканатам было выгодно проводить технические решения как утвержденные министерством.

А сейчас это былинное полотно применяют к ним же самим...
Обратите внимание, сейчас как раз идёт противодействие со стороны научного сообщества тому, чтобы серьёзные исследования проводились именно институтами.
Я не очень хорошо знаю нынешнюю научную структуру, но меня данный аргумент сильно удивил.
Это не научное сообщество. Это крикливая компания, которая себя объявила сообществом.

Есть даже такое ругательство; "продуктивное и некорумпированное научное сообщество" (их бывшее самоназвание)
Этой компании вполне удаётся заменить собою всех. Это их мнение будет учитываться при реформе РАН?
Их мнение уже учтено. Это они несколько лет кричали о том, что здешнюю науку пора разогнать, и они же пропагандировали ЭТУ реформу.
Да, таких людей надо искать на производстве.

Зачем мне читать "сделано у нас"? Я ж не собираюсь этот конкурс проводить.
Крошка, куда не придёт, все комментарии забъёт своей писаниной.
Я честно попытался разобраться, но в первом же ее комменте уткнулся в неточность и бросил.
Как только человека хватает такие простыни строчить? Энергию девать, что ли, некуда?
Это называется "черная риторика". Посмотрите в любом поисковике. Я никогда не отвечаю. Это бесполезно: сразу провал энергетики.
На самом деле, Крошка очень хороша как полемист. Я избегаю с ней спорить.
А нельзя было до того как угробить работающий механизм, создать требуемую структуру, убедится в её работоспособности и эффективности, а уже потом уничтожать реформировать РАН?

У нас же постоянно "хотели как лучше, а получилось как всегда"?

Сколково уже дало отдачу народному хозяйству и бюджету?

Edited at 2013-09-27 07:32 am (UTC)
А нельзя, прежде чем лечить больной зуб, вырастить сначала зуб здоровый на там же месте?

Это я о вашей логике исключительно.
Логика не моя, а Канта!

Аналогия с зубами "вообще не пришей не пристегни".

Есть жизнь, когда команда Путина за что не возьмется - все проваливает или разворовывает.
Создали Сколково - деньги, как в "черную дыру" без какой-либо отдачи + уголовные дела по не целевому использованию.
Хотели провести олимпиаду в Сочи - многомиллиардные хищения через "Олимпстрой" и мнгократное завышение сметы.
Оптимизировали расходы на армию - дело с хищениями на десятки миллиардов рублей "Оборонсервиса".
Теперь методом "Оборонсервиса" дербанят РАН.

Где успехи у путинских в реформировании хоть чего-нибудь?
Наконец нашел время немного разобраться во всем этом. По крайней мере в главном, без деталей.
Но пока совсем не смотрел "промежуточные" варианты. Только то, что было и что стало в итоге.
Теперь мои замечания и пожелания к таблице.
1. Статус академий.
До этой реформы они тоже были ФГБУ. То, что в уставе РАН содержатся "левые" слова об особой форме академии -это просто фантазии составителей устава. Ни ГК ни другими законами такой орг-правовой формы не предусмотрено.
И более того в действующей (пока) статье 6 закона № 127-ФЗ "О науке..." так и записано. что Академии "созданы в форме государственных бюджетных учреждений".
Поэтому вывод по первой строке таблицы: орг.-правовая форма РАН не изменилась. А две другие академии- да, как юр. лица ликвидированы и присоединены к РАН.

2. Региональные отделения РАН ( их всего 3:Уральское, Сибирское и ДВ). Тоже ничего не изменилось. Для них сделано исключение- и они остались юр. лицами- учреждениями РАН.
И раньше они были учреждениями РАН. Т.е. бюджетное учреждение, но учредителем которого выступала РАН ( это право академии предоставлялось все той же статьей 6 закона "О науке". )

3. А вот здесь не хватает важной строки.
Помимо трех региоанльных отделений у РАН было 15 региональных научных центров ( напр. Санкт-Петербургский, Центр в Черноголовке, Троицкий...) Это тоже были Учреждения РАН.
Теперь их отбирают и будут "переучреждать". Новым учредителем станет создаваемое Агентство. Да, это случится только "после передачи их в ведение Агентства". Когда-неизвестно. А до того смогут только земельные участки раздербанить "для целей жилищного строительства" ( прямо об этом сказано в законе, это конечно ниже плинтуса...)

И еще более сотни научных институтов - их о-п форма тоже была "Учреждение РАН".
Их теперь тоже ждет "переучреждение". Они теперь все на неопределенное время будут в подвешенном состоянии.
Вот этого больше всего и опасаются. Сколько из них сохранится и в каком виде, а кого пустят под нож? Неизвестно.

4. Научная деятельность.
В действующем законе :
" Российская академия наук является самоуправляемой научной организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета".

Теперь вместо этого будет так: "Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники".

Как говорится, почувствуйте разницу.
Проводить научные исследования самостоятельно Академии уже не будут , да и не смогут: институты -то все отобрали!
Поэтому только "участие в проведении", но не "проведение научных иссл."!
Здесь в таблице явная неточность.

5. Президент РАН.
Да, раньше утверждался Президентом.
Теперь будет избираться общим собранием академиков. И все.
Денис, про утверждение правительством я не нашел.

Ну вот пока как-то так.

Edited at 2013-09-27 12:50 pm (UTC)
Спасибо, но уже поздно, ушло в печать.

1. Странные уставы у них принимаются.

2. Аналогично - взято из устава.

3. ОК.

4. Нет, координации не будет. Только проведение - Глава 1, статья 7, пункт 1, подпункт 2:
"проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период".

5. Глава 6, статья 19 (там где внесение изменений в закон о науке):
"Президент государственной академии наук избирается общим собранием членов государственной академии наук из числа ее академиков, утверждается в должности и освобождается от должности Правительством Российской Федерации".
А вот это действительно интересно!
Я имею в виду 4 и 5 пункты, где у нас выявились разногласия.
Получается, что мы шли "встречными курсами".
И если в пункте 4 я руководствовался главой 6 закона "О науке" , в которой теперь установлено: "Государственные академии наук участвуют в координации и проведении...." (т.е. эта общая для всех академий норма).
то в пункте 5 наоборот- общей нормой для всех академий является приведенная тобой: "Президент государственной академии... утверждается ... Правительством ".
Но в специальном законе "О РАН...": статья 13
"2. Президент Российской академии наук избирается из числа академиков Российской академии наук сроком на пять лет. " Про утверждение Правительством ничего не сказано.
Т.е. если я не прав в пункте 4 , то ты не прав в п.5 . Или наоборот) НО либо-либо!

В той же статье 6 закона "О науке" есть пункт 5. "Российская академия наук является государственной академией наук, особенности правового статуса которой определяются специальным федеральным законом."
Т.е. специальные нормы закона должны иметь приоритет над общими. И тогда я прав в п.5, а ты - в п.4.
Строго говоря,в спец. законе должны быть именно особенности, но не явное противоречие , как мы это сейчас видим!!
Такого противоречия быть просто не должно! А оно есть. Закон слеплен коряво. Жуть.